На излете

Жителям Брянской области остается лишь мечтать о том, что они смогут воспользоваться услугами аэропота. Фото: Александр Горох

Если к середине декабря региональные власти и новые владельцы не возобновят деятельность аэропорта, Брянщина может навсегда его лишиться.

Комплекс, имевший технические и коммерческие возможности для обслуживания перевозок на любых самолетах — от Ан-12 до Боинг-737, открылся 14 лет назад. Вскоре распоряжением правительства "Брянск" обрел международный статус. Это едва ли не единственные воздушные ворота России на всем юго-западном направлении. Благодаря интернациональной авиатрассе R-22 они соединяют российскую столицу с мегаполисами Западной Европы и Ближнего Востока. Одно время отсюда отправляли регулярные и чартерные рейсы в Ереван, Бургас, Варну, Анталью, Калининград, города Китая, а также "авиатакси" в московский аэропорт Быково.

Однако уже два года "Брянск" не дает разрешений на взлет и посадку даже чужим воздушным судам. Мало того, что ФГУП "Брянское авиационное предприятие" никогда не имело базовой авиакомпании, так в конце 2005-го решением Арбитражного суда его признали банкротом. Незадолго до этого из-за задолженности по налогам и зарплате (почти 7 миллионов рублей) с молотка ушли спецавтобаза, административное здание со столовой, склад ГСМ, общежитие и последние, летавшие уже на честном слове, самолеты Як-40 и Ан-2.

Значительная часть имущества перешла к созданному акционерному обществу "Аэропорт Брянск" — коммерческой структуре, контролируемой двумя известными на Брянщине предпринимателями, депутатом облдумы Юрием Петрухиным и москвичом Геннадием Пушко. Он, кстати, докупил в этом году на объявленных конкурсным управляющим торгах котельную, здание техбригад, водозаборные сооружения, сети канализации и водоснабжения, несколько десятков единиц спецавтотранспорта.

— Несмотря на это, ресурсы предприятия были сильно ограничены. Не имея средств на развитие аэропорта, мы могли поддерживать его работу лишь в "дежурном" режиме, — признался корреспонденту "РГ" Геннадий Пушко. — Поэтому искали крупных инвесторов. Мы могли бы переуступить им контрольный пакет акций и совместно развивать авиаперевозки. Но у областных властей, постоянно мешавших нашим действиям, свои планы на эту перспективную воздушную гавань.

Читайте также  Любой шторм — испытание на прочность

— Московское правительство отказалось от масштабной модернизации брянского аэропорта из-за отсутствия конкретных гарантий региональной администрации , — считает Юрий Петрухин. — Постепенно стали выдавливать и нас. Как только область добилась передачи взлетно-посадочной полосы из федеральной собственности, нам выставили неподъемные условия аренды — более миллиона рублей в месяц. Хотя все 12 сертификатов, необходимых для работы аэропорта, у нас остались. Действие половины из них приостановили мы сами, а часть надо возобновлять.

У чиновников другая точка зрения. В пресс-службе обладминистрации пояснили, что "новый оператор аэропорта эксплуатировал его на полный износ". Поэтому в середине лета губернатор Николай Денин подписал соглашение с руководством ООО "Новапорт" — дочерней структуры российской группы компаний AEON Corporation. Оно уже контролирует шесть аэропортов — от Астрахани до Читы и заключило соглашение о намерениях развивать тверской "Мигалово". Брянским властям инвестор предложил поэтапную, рассчитанную на пять-шесть лет, реконструкцию всех составных авиатранспортного узла — аэровокзала, блока прилета, грузового терминала. Плюс построить еще один пассажирский и карго-терминалы, цех бортового питания, ангары для хранения и техобслуживания судов бизнес-авиации, логистический центр (площадью до 50 тысяч квадратных метров), офисный комплекс для размещения его резидентов и гостиницу.

Сумма инвестиций должна составить около 100 миллионов долларов, годовой пассажирооборот в 2012 году — 200 тысяч человек. Для этих целей было создано ОАО "Международный аэропорт Брянск", в котором лишь 26 процентов уставного капитала — в региональной собственности. Хотя губернатор не раз публично подчеркивал, что местная воздушная гавань — особо значимое предприятие. Ведь инвестиционная привлекательность и экономическая безопасность Брянщины, имеющей уникальное географическое положение, во многом зависят от развития транспортной отрасли.

— Регион должен быть доступен для воздушного сообщения, — заявляет Николай Денин.

— Все обещания насчет будущих инвестиций — пустые слова, — оппонирует Юрий Петрухин. — Представители "Новапорта" еще ни один провинциальный аэропорт не подняли с колен…

— Съездите в новосибирский "Толмачево", который был заново отстроен и стал одним из лучших в России, — возражает в разговоре с корреспондентом "РГ" советник по PR президента AEON Corporation Максим Шапиро. — В Челябинске сделана привокзальная площадь и полностью отремонтирован пассажирский терминал. И таких примеров — масса.

Читайте также  Бизнесмены распробовали удобство легкого джета

"Брянск" — едва ли не единственные воздушные ворота России на юго-западном направлении

Между тем в областной администрации признают, что спустя полгода после подписания соглашения брянский аэропорт "в сложном положении". До наступления морозов его требуется обеспечить теплом и водой. Для получения разрешения на полеты необходимо привести в порядок взлетную полосу, перрон, патрульную дорогу и ограждения по всему периметру. По имеющейся информации, это планировалось сделать еще до середины октября. Однако возник ряд непредвиденных технических проблем, в частности, с теплоснабжающими коммуникациями внутри главного здания аэровокзала. За прежние годы эксплуатации они, по словам гендиректора "Брянскоблгаза" Владимира Попкова, были доведены до плачевного состояния, и теперь их необходимо переделывать. Кроме того, не получено еще несколько необходимых для приема самолетов и диспетчерского обслуживания полетов сертификатов. Во всех неудачах чиновники и представитель нового инвестора винят прежних управляющих, которые "практическими действиями парализовали деятельность аэропорта", в частности, распилили и сдали на металлолом спецтехнику.

— На лом были пущены не более десяти списанных еще до меня автомобилей — восстановлению они не подлежали. Остальную технику, в частности пожарную машину, я предлагал приобрести директору аэропорта. Он отказался, а позже купил такую же, но уже не за 3,5 миллиона рублей, а за 8, — говорит Геннадий Пушко. — Сколько раз я предлагал передать на правах аренды или купли-продажи принадлежащее нам с Юрием Петрухиным имущество "Новапорту". Но договориться так и не удалось. Видимо, считают, что им проще решить вопрос с помощью административных рычагов. Однако мы упираемся.

Геннадий Пушко утверждает, что предлагал новоявленному инвестору купить и уже существующее на базе "Брянска" юридическое лицо. Но его "даже о цене не стали спрашивать, заявив, что сами оформят все сертификаты". На основе чего предприниматель сделал вывод: для этой компании главное обосноваться в аэропорту, чтобы потом его выгодно перепродать. Свои доводы он изложил на одном из совещаний по ситуации вокруг аэропорта. Но губернатор и его заместители "лишь промолчали".

Читайте также  Томский аэропорт готовится к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества - ISO

— Перед областными чиновниками сейчас стоит другая задача, — замечает Юрий Петрухин. — Если до середины декабря аэропорт не будет запущен, то, по имеющимся у меня неофициальным данным, он вообще будет вычеркнут из списка хозяйствующих субъектов.

Впрочем, власти эту информацию опровергают.

— Мы сделаем все, чтобы предприятие вновь заработало, — пообещал в конце ноября на пресс-конференции Николай Денин. Для этого и. о. заместителя губернатора Николаю Лучкину поручено "в срочном порядке обеспечить финансирование выполненных работ за счет средств инвестора", а также обратиться за помощью к крупным промышленным холдингам. На просьбу уже отозвался основной владелец предприятия "Брянскхолод". Реакцию ждут также от "Трансмашхолдинга", "Агроновы", "СУ-155" и "Евроцемент-групп". Это структуры, главным акционерам и руководству которых, как заметил Николай Лучкин, "выгоднее тратить на дорогу в Брянск из Москвы не шесть часов, а всего один".

С имеющимися недоделками, как сообщила пресс-служба обладминистрации, глава региона распорядился покончить как раз до 15 декабря. За оставшееся время необходимо также подать документы на проведение сертификации. Однако Николай Лучкин в разговоре с корреспондентом "РГ" утверждает, что и после этой даты ничего страшного в судьбе аэропорта не произойдет:

— Просто, по имевшимся прогнозам, именно до середины декабря погодные условия позволяли нам осуществить намеченные работы. Теперь выясняется, что холодать не будет ориентировочно до 20 декабря. Кроме того, срок был обозначен, чтобы чиновники и подрядчики не расхолаживались и не переносили дела на следующий год.

— Никакой спешки нет, — подтверждает Максим Шапиро. — И неправда, что "Брянск" будет лишен статуса хозяйствующего субъекта. Мы его обязательно откроем.

Отсчет обратного времени уже почти завершен. "Российская газета" будет следить за развитием ситуации. 

"Источник: Российская газета" — Экономика ЦФО №4808 от 9 декабря 2008 г.