Роман Троценко готовит посадку для ВЭБа.

 Предприниматель Роман Троценко, недавно возглавивший Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), ведет переговоры с Внешэкономбанком (ВЭБ) о продаже ему активов холдинга "Новапорт", управляющего шестью аэропортами в России. Если стороны договорятся, сделка может пройти с привлечением средств фонда Macquarie Renaissance Infrastructure Fund (MRIF). В самом "Новапорте" утверждают, что пытаются привлечь госбанк в качестве инвестора в развитие аэропортовых активов. Эксперты считают выбор покупателя логичным — только ВЭБ могут заинтересовать сразу все разнородные активы "Новапорта".


О том, что Роман Троценко ведет переговоры о продаже своих аэропортовых активов, "Ъ" рассказал источник, близкий к ВЭБу. По его словам, речь идет о пакетах акций аэропортов, находящихся в собственности подконтрольных господину Троценко структур, которыми управляет "Новапорт". "Переговоры идут с лета: сделку сложно структурировать, поскольку активы находятся на балансе разных компаний или принадлежат физлицам",— говорит собеседник "Ъ". Согласно базе данных СПАРК, на балансе "Новапорта" значатся только 74,9% ЗАО "Международный аэропорт Томска" (МОТ).

В управлении "Новапорта" находится 38% акций аэропорта Толмачево (Новосибирск), 48% акций авиапредприятия "Алтай" (Барнаул), 68% акций аэропорта Баландино (Челябинск), 74,9% акций управляющей компании аэропорта Томска, 100% акций аэропорта Кадала (Чита) и 25% ЗАО "Международный аэропорт Калининград", управляющего аэропортом Храброво.

Сейчас стороны, по словам источника "Ъ", "обсуждают варианты финансирования сделки, в частности, возможность привлечения средств MRIF". В августе ВЭБ и MRIF (создан ИГ "Ренессанс Капитал" совместно с австралийским инвестбанком Macquarie) заключили соглашение о совместном инвестировании в инфраструктурные проекты. Согласно документу, ВЭБ приобретет паи двух российских ПИФов, создаваемых УК "Ренессанс Капитал", на сумму до $200 млн. Эти фонды будут инвестировать средства в проекты на территории России и стран СНГ, в том числе в области строительства и обслуживания аэропортов (см. "Ъ" от 13 августа).

Читайте также  Астрахань представит на форуме в Сочи проект реконструкции аэропорта на 1,8 млрд рублей.

Как сообщили "Ъ" в ВЭБе, 17 августа ФСФР зарегистрировала хедж-фонд "Маккуори Ренессанс Инфраструктурный Фонд", а 2 ноября — ЗПИФ прямых инвестиций "Маккуори Ренессанс Инфраструктурный Фонд-II". Минимальная капитализация (25 млн руб.) хедж-фонда завершена. Капитализация фонда прямых инвестиций будет произведена до середины декабря, говорят в банке. Будут ли эти средства инвестированы в приобретение аэропортовых активов Романа Троценко, в ВЭБе не раскрывают. Там только уточнили, что общая стоимость рассматриваемых MRIF проектов составляет более $3 млрд.

Член совета директоров "Новапорта" Михаил Смирнов заявил "Ъ", что речь не идет о продаже компании и аэропортовых активов. Однако "Новапорт", по его словам, "рассматривает возможность привлечения ВЭБа в качестве инвестора" в развитие этих активов. От более детальных комментариев господин Смирнов отказался, ранее источник "Ъ" в компании говорил, что "Новапорт" планирует выпустить конвертируемые облигации, которые впоследствии "могут выкупить ряд структур, в том числе ВЭБ". Сам Роман Троценко и в "Ренессанс Капитале" от комментариев отказались.

Роман Троценко начал избавляться от аэропортовых активов после перехода на работу в ОСК (в июле этого года он был назначен гендиректором Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а в конце октября — и. о. президента ОСК). В сентябре "Новапорт" объявил о завершении сделки по продаже 74% акций ОАО "Международный аэропорт Брянска" структурам Банка Москвы. Из всех объектов "Новапорта" инвестиционная привлекательность есть у новосибирского Толмачево, а также развивающегося челябинского Баландино, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В числе остальных активов компании эксперт выделяет лишь аэропорт Астрахани, который работает без убытков. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что с коммерческой точки зрения даже новосибирский и челябинский аэропорты неинтересны: в 2008 году чистая прибыль Толмачево составила 128 млн руб., Баландино закончил год с 36 млн руб. убытка. Но появление ВЭБа в качестве покупателя логично, считает Олег Пантелеев: банк занимается инфраструктурными проектами и связан сотрудничеством с авиацией, при этом в России вряд ли найдется другой инвестор, который согласится купить целиком компанию с такими разноплановыми активами.

Читайте также  Минтранс РФ планирует построить 15 современных авиадиспетчерских пунктов.

Елена Киселева, Алексей Екимовский

Источник: Коммерсантъ